вторник, 03 декабря 2024
Дом первого старосты г. Пишпека Ильи Терентьева превратили в руины и отхожее место — Центральноазиатский информационный портал «News Asia»

Народный репортер

Напишите нам

Обзоры / Аркадий ГладиловRSS

Дом первого старосты г. Пишпека Ильи Терентьева превратили в руины и отхожее место

Дом первого старосты г. Пишпека Ильи Терентьева превратили в руины и отхожее место

17 июля 2012 15:03    Просмотров: 11323

Прежде дом-дачу старосты Терентьева с центральной трассы города – улицы Советской – было просто не видно: строение утопало в зелени вековых карагачей и дубов. Нынче от парка Кычана Джакыпова осталось только название – все деревья вырублены, новые никто не посадил. А дом Терентьева превратился в руины, местные строители сделали здесь туалет типа «сортир»…

Подхожу к группке представительного вида джентльменов,обсуждающих какие-то проблемы, очевидно, связанные с планировкой участка.Спрашиваю:
- Здравствуйте, вы кто будете?
- Мы… Мы просто прохожие…
- А что здесь строится, не знаете?
- Парк детских аттракционов.
- А что вы делаете на этой стройплощадке?
- Просто воздухом дышим…
- Так воздух не очень чист. Туалетом воняет. Кстати, вы знаете, чей это дом, точнее, то, что от него осталось?
- Конечно, знаем. Это дом старосты Пишпека – Терентьева. Видать, родных не осталось, вот дом и разваливается.
- Вы считаете, что это нормально? Все-таки исторических объектов в Бишкеке не так много. Может,стоит сохранить этот дом как память о человеке, заложившем основы города?
- Так он был бандитом!
- Что? Откуда такие сведения?
- Так говорят…
- Ну, если Терентьев был бандитом, то что скажут о нынешней городской власти?
- Вот когда эта власть сменится, тогда и узнаем всю правду о ней…

Этот разговор оставил в душе неприятный осадок. Вроде ничего особенного не произошло, и староста Терентьев мне не родственник. Просто за город, в котором прожил всю жизнь, обидно. Смотрю на этих строителей, для них Бишкек - просто место, где можно делать бизнес. Они готовы любые исторические объекты снести, деревья вырубить, чтобы построить очередное безликое строение для выколачивания«бабок».

Это для старшего поколения город словно живое существо. Сегодня внутренняя миграция заселила столицу Кыргызстана людьми, для которых Бишкек ничего не значит! Кроме зависти к коренным фрунзенцам-бишкекчанам и ненависти к благоустройству и красоте, у «новоселов», похоже, других чувств нет. А чем еще можно объяснить массовые погромы и поджоги в марте 2005 и апреле 2010 годов? Легко уничтожать то, что построено другими. Человек, любящий свой город, не станет его громить!

Так что на этом историческом фоне судьба всего одного дома –скорее правило, чем исключение.
И за самого Терентьева обидно! Вот так, походя, взять и об…ть уважаемого человека, который так много сделал для города! Может, в суд подать на … мэрию Бишкека? Так сказать за оскорбление «национальной чести и достоинства, выразившееся в уничтожении памяти и превращении исторического объекта в сортир»?

Об этом мы спросили известных людей.

Валентин Гритчин,председатель совета российских Соотечественников «Согласие»:
- Дом Терентьева восстанавливать однозначно нужно. Это – памятник культуры. И не только русской,как некоторые думают. А нашей общей. Но добиться этого путем иска к мэрии, думаю, не получится. Слишком закоренелая у нас система. Рассчитывать на то, что суды будут честны не приходится. И вообще нужно выяснить, нужно ли это обществу?

Валерий Вишневский,президент Общественного объединения «Славянский фонд в Киргизии»:
- Ситуация с памятниками и отношение к ним в стране плачевное. Проходил я как-то неподалеку от памятника Ленину. Слышу разговор аксакала и, по всей вероятности, его внука. «Дед, а что это за мужик?» Пауза. «Что он за мужик я не знаю, но при нем нам жилось гораздо лучше, чем сейчас». Так что, как бы мы не относились к Владимиру Ильичу Ленину, а его памятник мы хотя бы не сносим. Что касается Терентьева, при нем шло становление кыргызского народа, это немаловажно.Этот пласт культуры и истории нельзя перечеркивать. Восстанавливать памятник нужно, но здесь стоит еще другой вопрос. Нужно искать ресурсы.

Дмитрий Орлов, медиаэксперт:
- Я считаю, что дом Терентьева нужно сохранить, потому, что это история города, это история становления нашей столицы. Этот дом должен быть восстановлен в том первозданном виде, в каком он представлен на сохранившихся фотографиях в архиве. Внутри здания, я считаю, вполне можно расположить библиотеку, тем более, что часть библиотек сегодня кто-то посчитал нужным приватизировать.

Сергей Быковский,президент российского общественного объединения «Березка»:
- История поддерживается теми поколениями, которые живут сейчас. История есть в настоящем, она будет в будущем. И восстановление этого дома – это огромный вклад в историю.
Сегодня пишется уже совершенно иная история. Люди начали определенно воспринимать мир по национальным, религиозным признакам,социальному статусу и гендерным различиям. Сегодня такое «волновое» течение.

А раньше люди приходили и делали свое дело. Вот Терентьев один из них. Он пришел и начал строить не только сам город, а саму жизнь. Но это было в прошлом и сейчас нужно четко осознать, нужно ли нам это прошлое? Нужна ли нам эта память? Говорят, если человек потерял память и не знает, что было в прошлом, то это уже не человек. И страна наша, которая пытается его забыть, стереть, потому, что так дешевле, так проще, теряет свою память. И если стирается история, то стране и людям, живущим в ней, нечего сказать. История – это то же, что и биография. И еще я думаю, что это проблема не только Российского Посольства,славянских фондов и русских культурных центров. Это проблема всего кыргызского народа. Ведь мы должны показать всему миру, кто мы. Надежные ли мы партнеры? Если нынешние горожане не знают имена тех, кто отдали жизнь за страну, посвятили себя строительству города.

Или просто никто не хочет о них помнить потому, что все строится на выгоде. Отношение к своей истории наглядно показывает, какими ценностями пользуется человек. Молодежь сегодня видит лишь потребительские ориентиры: дорогие машины, быстрая нажива – вот что им интересно. Но, несмотря на все эти тенденции, тема, которую вы затронули большая и глубокая. Восстанавливать дом нужно, но не так, что кто-то даст деньги, лишь бы отвязаться, и кто-то с таким же настроем его восстановит. Это надо не группке людей, которые здесь живут. Эта тема должна подняться выше и шире, она должна объединить людей, не ради прошлого,а во имя будущего! А если окажется, что это никому не нужно, тогда грош цена нашему народу.

Александр Шахназаров, журналист:
- Bы знаете, где еще дома Терентьева? Один из них стал заметен в последние несколько лет. Его отреставрировали, и стал он почти как новый. Стоит напротив здания Американского Университета. Пишпекский градоправитель и известный купец Терентьев поставил этот дом, чтобы устроить в нем городскую управу.

Тут надо отвлечься и сказать, что практически все дома,построенные приезжими русскими в то время - середина-конец 19 века -отличались своим особым отношением к традиционной строительной культуре. Потому что традиционная строительная культура отвечала климатическим и прочим условиям существования. И дело здесь не только в жаре, а больше в землетрясениях. Все здания, построенные в Центральной Азии, не имеют традиционного закопанного в землю фундамента, а стоят на так называемом силлобате - каменном основании, просто положенном на землю. При землетрясении,даже очень сильном, такая постройка не разрушится. Именно так и были построены большинство домов тех времен.
Совсем по другому построен дом Терентьева. Первый этаж из кирпича, а второй сделан из дерева, с красивой и просторной верандой, на которой так прохладно знойным летом. Найти подобные дома в России, к примеру, просто невозможно. Именно это и называется«колониальная русская архитектура». В свое время эту идею хорошо понял архитектор Павел Петрович Иванов. В нашем городе осталось всего несколько домов, про которые можно сказать, что они построены в «колониальном стиле».

Возле дома во дворе и в первом этаже располагалось место для отдыха благородных господ. К числу коих, конечно, относились полицмейстер,урядник и, естественно, друзья Терентьева. На верхнем этаже жила дочь Терентьева и туда вела отдельная лестница.

А другой терентьевский дом, тот, который стоит около ресторана "Дружба",принадлежал его сыну. В первом этаже находился как бы мужской клуб. Кто состоял в членах этого клуба, наверное, понятно. Не будем спорить: все и всегда стремятся к высшему обществу.

Tретий дом, который принадлежал Терентьеву, находится в парке Кычана Джакыпова. Это была дача. Тоже двухэтажная, с кирпичным первым этажом. Именно там и жил купец круглый год. Там же, вокруг дачи, Терентьев посадил замечательный сад. Здесь в 1916 году похоронил своего сына Максима. Теперь на месте сада и хмелевой плантации пустырь. Про купца Терентьева никто и не вспоминает. А зря.
Революции помешали?

Интересно, что полтора года назад в Бишкеке уже хотели восстановить усадьбу первого городского головы. Но, как видим, не восстановили.
Еще в январе 2011 эскиз парка был представлен на заседании градостроительного совета Бишкека.Чтобы оживить территорию, предлагалось даже создать искусственную речку. В северной части парка хотели установить аттракционы для детей. Общая площадь всей территории не такая уж и большая – всего 3,95 гектара.

Архитектор Яков Мазманов, который намеревался восстанавливать дом, заявлял, что, инициаторами обновления могли бы выступить Минкультуры или компания «Дордой», которой принадлежит футбольное поле,расположенное на этом участке. В свою очередь участники градсовета заявляли, что восстановлением дома Терентьева интересовалось Посольство России, и что россияне даже нашли родственников первого мэра Пишпека, их можно было бы ознакомить с планами по восстановлению памятника. Студенты КРСУ уже делали обмеры особняка Терентьева, сохранились архивы. Оказывается, раньше в парке были высажены уникальные деревья.

Прошло полтора года, а дом как стоял бесхозным, так и стоит.Восстановление Терентьевского сада и прилегающих объектов - это стало бы лучшим памятником нашему первому мэру и настоящему патриоту столицы.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Этой весной Бишкеку исполнилось 134 года. С 1878 года начинается официальный отсчет его времени, с того момента, когда все административно-властные структуры уезда перебазировались из Токмака в Пишпек,бывшую крепость.

Геополитическое и стратегическое положение Пишпека было весьма привлекательным. Как отмечал военный губернатор Семиреченской области Герасим Колпаковский, «город находится на соединении четырех дорог – из Верного(Алматы), Каракола, Нарына, Ташкента и на перехлесте караванных троп из китайского Кашгара, Сырдарьинской и Ферганской областей». В общем, о лучшем месте для уездной столицы не приходилось и мечтать.
Илья Федотович Терентьев стал первым в истории Пишпека выборным старостой.

Прежде он жил в городе Верном - это теперь Алматы - а когда вышел на пенсию, то переехал в Пишпек. По дороге из Верного, при самом въезде в селение, увидел он огромную поляну. Именно тут Терентьев устроил хмелевую плантацию. Он был первый, кто начал варить пиво в Пишпеке промышленным способом. Это чтоб мы не думали, что оно появилось здесь вместе с пивными "Штайнброй". Пиво это славилось по всей Средней Азии и даже до города Аулей Ата.

И вот там, где сейчас находится бывший Дворец Пионеров, на улице Мичурина, был построен дом-дача Терентьева.
Сам Илья Терентьев родился в 1848 году в семье мастера–оружейника из Ижевска. В 1895 году Терентьева избрали старостой так называемого упрощенного городского самоуправления, состоявшего из 12–15 членов собрания уполномоченных, иначе – гласных. При Илье Федотовиче стали выравнивать улицы,особенно в Дунганской слободе, с помощью известного тогда садовода Фетисова закладывалась основа Карагачевой рощи, Дубового парка и Бульварной аллеи (ее часть – это современный бульвар Эркиндик).

Илья Терентьев дал Бишкеку путевку в жизнь. Он строил. Строил сады, улицы, дома.
Когда-то зеленый сад Терентьева особенно славился плантациями хмеля. За высокое его качество городской голова удостоился трех престижнейших наград. В Историческом музее в Бишкеке, например, хранятся серебряная медаль и Почетная грамота, врученная ему на Всемирной выставке«Париж–1900», а также медали со знаменитой Нижегородской ярмарки 1896 года и Семиреченской областной 1902 года.

Принципиальным был Илья Федотович. У депутатов городских не шел на поводу. Был случай, когда гласные были не согласны назначить двум осиротевшим сыновьям крупного уездного фельдшера пособие на учебу. Но Терентьев написал «особое мнение», настоял – и губернатор его поддержал. Благодаря ему Верненскую гимназию Михаил Васильевич Фрунзе (да-да, тот самый рубака–полководец) окончил без финансовых затруднений.

Городской староста сумел создать, считай, первую городскую больницу на 7 палат, плюс аптеку. Помогал нищим и обездоленным. Активно занимался самообразованием, собрал лучшую частную библиотеку, открыл несколько школ и гимназий. Написал книгу «Сведения о городе Пишпеке», которую чиновничий люд использовал долгое время.

В первый же год своего правления Терентьев организовал невиданную доселе общественную новогоднюю елку, на которой хороводили около 200 детей и взрослых. Культура пошла в массы.К примеру, в канун Нового 1896 года горожане аплодировали пьесе Островского«Женитьба Белугина» и водевилю «Беда от сердца и горе от ума». Пышно отмечалось и 100-летие со дня рождения Александра Пушкина.

Медалей у градоначальника Терентьева хватало, в том числе за участие в походе на Кокандское ханство. Еще одну он получил за проведение неслыханной прежде в Киргизии переписи населения. Оказывается, в 1897 году пишпекчан было 6615человек. В 1906 году по инициативе Терентьева открылась ежегодная Пишпекская скотопромышленная ярмарка, одна из крупнейших в Семиречье, действовавшая вплоть до Первой мировой войны.
В марте 1907 года открывается «городское общество мелкого взаимного кредита», по сути – первый банк. В том же году в уездную столицу зачастил «гастрольный синематограф». В1911 возникли киносалоны «Метеор» и «Марс», через три года – театр «Эдисон» на400 мест. Нынче на его месте – Театр русской драмы им. Чингиза Айтматова.

Вскоре в центре12-тысячного Пишпекского уезда было уже около 40 улиц и переулков. Стало расширяться собственное производство – мельницы, свечносальные, мыловаренные,гончарные, кирпичные, известковые, кожевенные заводики, лесопилки, маслобойки,рисорушки. Даже конфетная фабрика родилась! Славились тогда имена таких купцов,как Пашков, Енгалычев, Лахно, Колбасин, Ташбаев...
Муниципальных проблем было куда больше. С водопроводом, освещением, ремонтом дорог и мостов…

Где деньги брали на благоустройство? Вот любопытный полицейский циркуляр, согласно которому«содержатели кинематографов, биографов, панорам, скэтинг-рингов, театров,цирков не несут никаких расходов в пользу городов, извлекая в то же время значительные доходы». Благодаря сему документу Терентьев и его команда установили «особый денежный сбор» с билетов на эти шоу-представления.

Незадолго до Первой мировой Терентьев отошел от дел. В 1913 году собрал последний урожай хмеля в100 пудов, но вскоре его зеленые шишки никому не стали нужны: запретили пивоварение к тому моменту. 14 мая 1914 года Илья Федотович скончался в возрасте 66 лет.

Я рекомендую 2 + Поделиться
Нравится

Самое интересное

Комментарии

Другие обзоры

 Белек Сарымсаков 

КОГДА БИШКЕК СМОЖЕТ ДЫШАТЬ?

Как сделать город узнаваемым, удобным и благоприятным для проживания?

 Владимир Банников 

ВЫБИРАЕМ ПОДАРКИ ПРАВИЛЬНО

Расскажу, как я уже не первый год, готовлю подарки для дорогих мне людей.

О стране

Кыргызстан (Киргизия) - высокогорная страна.

После распада СССР, 31 августа 1991 года Кыргызстан объявлен независимым государством. 5 мая 1993 была принята Конституция республики. Кыргызстан занимает площадь 198.5 тысяч км². Границы Кыргызстана с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем проходят главным образом по горным хребтам и рекам гор Тянь-Шаня. И именно горы занимают почти три четверти территории Кыргызстана.


Кыргызстан - многонациональное, унитарное государство. В административном отношении территория Кыргызстана делится на 7 областей: Баткенская, Джалал-Абадская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская и Иссык-Кульская. Каждая область подразделяется на районы. По республике в целом насчитывается 40 административных районов, 22 города. Районы делятся на 429 сельских айыльных кенешей.

Столица республики - город Бишкек.